По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Балаковского районного суда Саратовской области от 03.02.2015 по делу N 2-454 /2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений "Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Балаково">



БАЛАКОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 февраля 2015 г. по делу № 2-454(2)/2015

Балаковский районный суд Саратовской области в составе
судьи Остапенко С.В.
при секретаре судебного заседания А.,
с участием прокурора Щербакова Я.О., представителей заинтересованных лиц Ш.О., Ш.Н.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Балаковского районного суда Саратовской области дело по заявлению заместителя прокурора города Балаково Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

заместитель прокурора города Балаково Саратовской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими со дня принятия первого абзаца пункта * и пункта * "Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Балаково", утвержденных Решением Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от * года N*, опубликованном в газете "*" от * года N* (*), в редакции от * года. В обоснование заявленных требований указано следующее.
Прокуратурой города Балаково в рамках надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления Балаковского муниципального района проведена проверка законности Решения Совета муниципального образования город Балаково № * от * года "О внесении изменений в Решение Совета муниципального образования город Балаково от * года № * "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Балаково. Как установлено проверкой, рассматриваемый нормативно-правовой акт органа местного самоуправления противоречит действующему федеральному законодательству. В силу пункта * рассматриваемого правового акта, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий. Согласно п. * указанного акта, организации, предприятия и учреждения, а также владельцы частных жилых домов и лица, имеющие право пользования жилым помещением осуществляют сезонный комплекс работ по уборке собственной территории, по мере необходимости, в границах их участков, а также прилегающую территорию не менее: в длину - в пределах границ их участков, в ширину - до проезжей части, переулка, проезда.
В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества не собственником могут быть установлены лишь федеральными законами.
Возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанностей по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам может быть осуществлено на основании Федерального закона либо на основании договора. В данном случае указанная обязанность возложена на уровне местного самоуправления. В соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от * года № * "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований" какие-либо обязанности содержания объектов, не находящихся в собственности лиц или на праве пользования не установлено. На предприятия, учреждения, организации и граждан, не являющихся собственниками имущества, в том числе земельных участков, не может быть возложено, помимо их воли бремя содержания, в том числе благоустройство не принадлежащих им земельных участков. Возложение обязанностей по содержанию прилегающих территорий на землепользователей незаконно. На указанные положения нормативного правого акта на стадии его разработки и обсуждения на Совете муниципального образования город Балаково по аналогичным основаниям в адрес Главы муниципального образования город Балаково О. прокуратурой города дано отрицательное заключение. На семнадцатом заседании Совета муниципального образования город Балаково третьего созыва Решением № * от * года указанный нормативный правовой акт был принят и опубликован в Вестнике муниципального образования город Балаково № * (*) за * года.
Представитель заявителя помощник прокурора г. Балаково Щербаков Я.О. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, дал объяснения, аналогичные изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Совета муниципального образования город Балаково Саратовской области Ш.О. считала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. В судебном заседании и в письменном отзыве на заявление указала, что Совет города Балаково был вправе принять оспариваемое заявителем решение и принял его в соответствующей действующему законодательству форме. В соответствии с пунктом * статьи * Устава города Балаково заседание Совета города Балаково считается правомочным, если на нем присутствует * и более процентов от числа избранных депутатов. Согласно части * статьи * Устава города Балаково решения Совета города Балаково, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования город Балаково, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов. В соответствии с пунктом * статьи * Устава города Балаково установленная численность депутатов Совета города Балаково * человек. Из протокола семнадцатого заседания Совета города Балаково третьего созыва от * года следует, что на заседании присутствовало * депутатов, что составляет более * % установленной численности депутатов Совета города Балаково. Соответственно, заседание Совета города Балаково от * года было правомочным. Пятым вопросом повестки семнадцатого заседания Совета города Балаково был рассмотрен проект решения Совета города Балаково "О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город Балаково от * года № * "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Балаково". За принятие данного проекта решения Совета города Балаково проголосовало * депутатов, против - *, воздержалось - *. Решение Совета города Балаково от * года № * "О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город Балаково от * года № * "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Балаково" официально опубликовано в бюллетене "Вестник Совета муниципального образования город Балаково от * года № * (*)", а также размещено на официальном сайте муниципального образования город Балаково. Решение вступило в силу * года. Согласно пункту * Методических рекомендаций физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм, следует обязывать обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, разделом * настоящих Методических рекомендаций и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утверждаемых органом местного самоуправления.
Представитель заинтересованного лица администрации Балаковского муниципального района Ш.Н. считала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. В судебном заседании и в письменном отзыве на заявление (л.д. *) указала, что Совет муниципального образования города Балаково в пределах своих полномочий принял решение от * года № * "О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город Балаково от * года № * "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Балаково". Оспариваемые пункты не противоречат действующему законодательству. Из смысла и содержания понятия "установление порядка участия собственников здания (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий" следует сделать вывод о наличии у представительного органа местного самоуправления городского поселения самостоятельного полномочия по определению такого порядка участия. В соответствии со статьей 2 Закона № 131-ФЗ вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Исходя из требований пункта 1 статьи 14, пунктов 1, 3 и 4 статьи 7, пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, органы местного самоуправления наделены полномочиями разрешать вопросы благоустройства и содержания территорий поселений. По мнению представителя администрации Балаковского муниципального района, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять прилегающую территорию, подлежащую уборке физическими и юридическими лицами - владельцами недвижимого имущества.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Способы защиты гражданских прав установлены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно части 1 статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Статьей 249 ГПК РФ предусмотрено, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 24 указанного постановления).
Статьей 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности, земельное законодательство.
Статьей 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Решением Совета муниципального образования город Балаково № * от * года "О внесении изменений в Решение Совета муниципального образования город Балаково от * года № * "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Балаково в силу пункта * рассматриваемого правового акта, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий. Согласно п. * указанного акта организации, предприятия и учреждения, а также владельцы частных жилых домов и лица, имеющие право пользования жилым помещением осуществляют сезонный комплекс работ по уборке собственной территории, по мере необходимости, в границах их участков, а также прилегающую территорию не менее: в длину - в пределах границ их участков, в ширину - до проезжей части, переулка, проезда (л.д. № *).
Согласно п. 19 ч. 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованием улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно абзацу * пункта * Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от * года N* "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм, следует обязывать обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 упомянутых Методических рекомендаций и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утверждаемых органом местного самоуправления.
Из вышеназванных нормативных правовых актов не следует, что придомовой или прилегающей территорией являются исключительно земельные участки, находящиеся в собственности.
Границы придомовых и прилегающих территорий в части уборки и содержания в надлежащем состоянии таких территорий определяются на местном уровне правилами благоустройства.
В силу изложенного, орган местного самоуправления правомерно возложил на владельцев земельных участков обязанность по обеспечению уборки и надлежащего санитарного содержания земельных участков и прилегающих территорий.
Статьей * Устава муниципального образования город Балаково определено, что представительным органом муниципального образования город Балаково является Совет города Балаково.
В соответствии с пунктом * части * статьи * Устава муниципального образования город Балаково к полномочиям Совета города Балаково относится принятие правовых актов, устанавливающих нормы и правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Согласно части * статьи * Устава муниципального образования город Балаково Совет города Балаково по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, настоящим уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования город Балаково, решение об удалении главы муниципального образования город Балаково в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета города Балаково и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, уставом города Балаково.
В соответствии с пунктом * статьи * Устава города Балаково заседания Совета города Балаково считается правомочным, если на нем присутствует * и более процентов от числа избранных депутатов.
Согласно части * статьи * Устава города Балаково решения Совета города Балаково, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования город Балаково, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов.
В соответствии с пунктом * статьи * Устава города Балаково установленная численность депутатов Совета города Балаково составляет * человек (л.д. № *)
Из протокола семнадцатого заседания Совета города Балаково третьего созыва от * года (л.д. *) следует, что на заседании присутствовало * депутатов, что составляет более * % установленной численности депутатов Совета города Балаково. Соответственно, заседание Совета города Балаково от * года было правомочным. Пятым вопросом повестки семнадцатого заседания Совета города Балаково был рассмотрен проект решения Совета города Балаково "О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город Балаково от * года № * "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Балаково". За принятие данного проекта решения Совета города Балаково проголосовало * депутатов, против - *, воздержалось - *.
Решение Совета города Балаково от * года № * "О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город Балаково от * года № * "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Балаково" официально опубликовано в бюллетене "Вестник Совета муниципального образования город Балаково от * года № * (*)", а также размещено на официальном сайте муниципального образования город Балаково. Решение вступило в силу * года (л.д. *).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
В соответствии с пунктом * статьи * Устава города Балаково официальным опубликованием муниципального правового акта считается также первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте муниципального образования город Балаково в сети Интернет (*).
Согласно пункту * решения Совета муниципального образования город Балаково от * года № * "О периодическом печатном издании "Вестник Совета муниципального образования город Балаково" (с изменениями от * года) установлено, что официальным опубликованием муниципальных правовых актов Совета муниципального образования город Балаково считается первая публикация их полного текста в бюллетене "Вестник Совета муниципального образования город Балаково".
Решение Совета города Балаково от * года № * "О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город Балаково от * года № * "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Балаково" официально опубликовано в бюллетене "Вестник Совета муниципального образования город Балаково от * года № * (*)" (л.д. *), а также размещено на официальном сайте муниципального образования город Балаково.

Таким образом, решение в оспариваемой редакции принято в пределах предоставленных полномочий представительным органом местного самоуправления, действующим в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2007 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом Балаковского муниципального района Саратовской области, и имеет нормативный характер.
Анализируя представленные доказательства, положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о законности первого абзаца пункта * и пункта * "Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Балаково", утвержденных Решением Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от * года № *.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления заместителя прокурора города Балаково о признании недействующими со дня принятия первого абзаца пункта * и пункта * "Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Балаково", утвержденных Решением Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от * года N*, опубликованном в газете "*" от * года N* (*), в редакции от * года.
В течение месяца со дня принятия решения на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.

Судья
С.В.ОСТАПЕНКО


------------------------------------------------------------------