По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Саратовского областного суда от 12.02.2015 N 33-762 <Об отмене решения Балаковского районного суда Саратовской области от 29.09.2014 и прекращении производства по делу о признании недействующим в части решения Собрания депутатов Балаковского муниципального образования от 26.01.2007 N 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района">



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 февраля 2015 г. № 33-762

Судья Бирюкова И.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Литвиновой М.В., Поляниной О.А.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Плетнева Б.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "Торговый Дом "Эластик" о признании нормативного акта недействующим в части по апелляционной жалобе управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, апелляционному представлению помощника прокурора г. Балаково Саратовской области на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 29 сентября 2014 года, которым заявление закрытого акционерного общества "Торговый Дом "Эластик" удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения представителя управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района и администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - М., действовавшего на основании доверенностей от 12 января 2015 года и 29 августа 2013 года, поддержавшего доводы апелляционной жалобы и согласившегося с апелляционным представлением, представителя Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области - Г., действовавшего на основании доверенности от 30 января 2014 года (л.д. 52), полагавшего, что решение подлежит отмене, объяснения представителя закрытого акционерного общества "Торговый Дом "Эластик" - А., действовавшего на основании доверенности от 25 января 2015 года (л.д. 170), возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы и представления, заключение прокурора Плетнева Б.Б., полагавшего, что оснований для отмены решения суда не имеется, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, возражений на них, судебная коллегия

установила:

закрытое акционерное общество "Торговый Дом "Эластик" (далее - ЗАО "Торговый Дом "Эластик") обратилось в суд с заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решения Собрания депутатов Балаковского муниципального образования от 26 января 2007 года № 197 (в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района от 31 июля 2013 года № 575) "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" в части установления в п. 7 таблицы "Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района" ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в размере 4,5% от кадастровой стоимости земельных участков, а также в части установления в п. 8 таблицы "Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района" ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для объектов физической культуры и спорта в размере 3% от кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование требований заявитель указал, что на основании договора аренды земли от 30 ноября 2010 года № 510, заключенного между ЗАО "Торговый Дом "Эластик" и Балаковским муниципальным районом Саратовской области, общество является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером № площадью 6994 кв. м, расположенного по адресу: <...> <...>, с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения объектов физической культуры и спорта (хоккейная площадка); на основании договора аренды земли от 26 декабря 2011 года № 540, заключенного между ЗАО "Торговый Дом "Эластик" и Балаковским муниципальным районом Саратовской области, общество также является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: <...>, с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли.
В п. 10 указанных договоров аренды указан расчет арендной платы с использованием кадастровой стоимости земельного участка, площади и процентной ставки 0,5% для земельного участка с кадастровым номером 64:40:01 04 06:3 и процентной ставки 2% для земельного участка с кадастровым номером 64:40:01 02 38:112.
Решением Собрания депутатов Балаковского муниципального образования от 26 января 2007 года № 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" (в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района от 31 июля 2013 года № 575), вступившим в силу с 01 января 2014 года, ставка арендной платы за указанные земли повышена и составляет 3% и 4,5% от кадастровой стоимости земли, соответственно. Данный коэффициент использован при расчете размера арендной платы на 2014 год.
Заявитель считал, что оспариваемое решение противоречит ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", ЗК РФ, постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которыми определены предельные ставки арендной платы за землю не более 2% от ее кадастровой стоимости.
Ссылался, что постановлением Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения" для земельных участков, предназначенных для размещения объектов физической культуры и спорта, установлена ставка арендной платы в размере 0,5% кадастровой стоимости, для земельных участков, предназначенных для иных целей, к которым относятся земельные участки для размещения объектов торговли и общественного питания, - 2% кадастровой стоимости.
Полагал, что произвольно установив более высокую ставку арендной платы, орган местного самоуправления нарушил принцип экономической обоснованности, создал экономические преимущества для арендаторов земель федеральной собственности и собственности субъекта РФ, тем самым ограничил права свободы арендаторов неразграниченной государственной и муниципальной земли. Такое повышение ставки арендной платы является незаконным, нарушает права заявителя, в связи с чем указанный нормативный акт подлежит отмене в соответствующей части.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 29 сентября 2014 года заявление ЗАО "Торговый Дом "Эластик" удовлетворено. Решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26 января 2007 года № 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района", в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 июля 2013 года № 575, в части установления в п. 7 таблицы "Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района" ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 4,5% от кадастровой стоимости земельных участков, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26 января 2007 года № 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района", в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 июля 2013 года № 575, в части установления в п. 8 таблицы "Ставки арендной платы за земли БМР" ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения объектов физической культуры и спорта, в размере 3% от кадастровой стоимости земельных участков, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района просит решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы, в целом, аналогичны письменным возражениям управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района в суде первой инстанции и его пояснениям о том, что изменение ставок арендной платы за землю произведено органом местного самоуправления законно и в пределах предоставленных ему полномочий, с учетом экономического обоснования, отраженного в пояснительной записке к проекту решения. Автор жалобы выражает свое несогласие с выводами суда о недопустимости повышения ставок арендной платы выше установленных постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 589, нарушении органом местного самоуправления принципа экономического единства и законодательства о защите конкуренции.
В апелляционном представлении помощник прокурора г. Балаково Саратовской области, принимавший участие в рассмотрении дела судом первой инстанции, просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование представления ссылается, что при установлении ставок арендной платы Собрание Балаковского муниципального района использовало данные, обеспечивающие многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, сделало это дифференцировано, основываясь на анализе и оценке экономических и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, в связи с чем оспариваемое решение не противоречит нормам действующего законодательства.
В возражениях на апелляционную жалобу и апелляционное представление ЗАО "Торговый дом "Эластик" соглашается с выводами суда первой инстанции. Ссылается, что заинтересованным лицом не представлено доказательств определения ставок арендной платы на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих и просит оставить решение без изменения.
В заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены судебного решения в апелляционном порядке.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Частью 1 ст. 251 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 года № 13, от 09 февраля 2012 года № 3) разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта (п. 17). Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (п. 24).
В силу пп. "в", "г", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
Как следует из п. 4 ст. 22 ЗК РФ, размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ.
Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1).
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 3). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. 5).

Положениями Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что арендная плата за использование указанных земельных участков (право постоянного (бессрочного) пользования которыми переоформлено на право аренды) определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 ЗК РФ, арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в соответствии с п. 10 настоящей статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка (п. 2 ст. 3). Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 10 ст. 3).
Правительством РФ принято постановление от 16 июля 2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий, и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отнесены: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип предсказуемости расчета арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости, и другие принципы.
Способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации, определены Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 (далее - Правила).
Правилами установлено, что размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах от 0,01 до 2%.
Постановлением Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года № 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения" установлен годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, в соответствии с их видами разрешенного использования: за земельные участки, предназначенные для иных целей, - два процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков (п. 1). Годовой размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральным законом, определяется по формуле: Аг = УПКС x S x К (%), где: Аг - размер арендной платы за год; УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка; S - площадь земельного участка; К - коэффициент в процентах от кадастровой стоимости по видам разрешенного использования земель.
Порядок определения указанного коэффициента (К (%) и его значение устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов дифференцировано с учетом видов разрешенного использования земельных участков (п. 2).
Как следует из материалов дела, 30 ноября 2010 года между ЗАО "Торговый Дом "Эластик" и Балаковским муниципальным районом Саратовской области заключен договор аренды земли № 510, по условиям которого указанному обществу в аренду предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, площадью 6994 кв. м, расположенный по адресу: <...> "а" по ул. Ленина, с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения объектов физической культуры и спорта (хоккейная площадка).
Договор заключен сроком на 5 лет с 08 ноября 2010 года по 07 ноября 2015 года (п. 2.1). Согласно договору размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке, в том числе в случае изменения ставки арендной платы (п. 3.5). При расчете арендной платы при заключении договора учитывались кадастровая стоимость земельного участка из расчета 5685 руб. 43 коп. за кв. м и процент от кадастровой стоимости земельного участка равный 0,5% (п. 10) (л.д. 18-20).
Кроме того, 26 декабря 2011 года между ЗАО "Торговый Дом "Эластик" и Балаковским муниципальным районом заключен договор аренды № 540, по условиям которого данному обществу в аренду предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, площадью 2000 кв. м, расположенный по адресу: <...>, с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли.
Договор заключен сроком на 3 года с 20 ноября 2011 года по 19 ноября 2014 года (п. 2.1). Размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке, в том числе в случае изменения ставки арендной платы (п. 3.5). При расчете арендной платы при заключении договора учитывались кадастровая стоимость земельного участка из расчета 4001 руб. 46 коп. за кв. м, процент от кадастровой стоимости земельного участка равный 2% (п. 10) (л.д. 22-24).
В связи с актуализацией результатов государственной кадастровой оценки земель решением Собрания депутатов Балаковского муниципального образования от 26 января 2007 года № 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" (в редакции от 31 июля 2013 года № 575) изменены ранее установленные ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от их вида разрешенного использования.
В п. 7 таблицы оспариваемого решения на земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания установлена ставка арендной платы в размере 4,5% от кадастровой стоимости земельных участков; в пункте 8 таблицы оспариваемого решения на земельные участки, предназначенные для размещения объектов физической культуры и спорта - 3%.
На основании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 года № 989-Р, которым утверждены представленные управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 2 июня 2012 года, управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района произвело расчет арендной платы на 2014 года, согласно которому арендная плата за земельный участок № составила 873,1 руб. за кв. м с применением коэффициента - 3% (л.д. 21), за земельный участок № - 3242,75 руб. за кв. м с применением коэффициента - 4,5% (л.д. 25).
В силу ч.ч. 2, 3 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
При рассмотрении данного дела в суде апелляционной инстанции судебной коллегией установлено, что в решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования от 26 января 2007 года № 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" (в том числе в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района от 31 июля 2013 года № 575) внесены изменения решением Собрания Балаковского муниципального района от 28 октября 2014 года № 819, согласно п. 1.2 которого в таблице п. 1 наименование таблицы - "Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района" изложено в следующей редакции: "Значение коэффициента "К (%)", применяемого для определения арендной платы"; в столбце 3 первой строки слова - "Ставка, в % от кадастровой стоимости земли" заменены словами - "Коэффициент "К (%)", в % от кадастровой стоимости земельного участка"; строка - "7 Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания 4,5" изложена в следующей редакции: "7 Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания 4,4"; строка - "8 Земельные участки, предназначенные для размещения объектов физической культуры и спорта 3,0" изложена в следующей редакции: "8 Земельные участки, предназначенные для размещения объектов физической культуры и спорта 2,9".
Решение Собрания Балаковского муниципального района от 28 октября 2014 года № 819 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования от 26 января 2007 года № 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" в соответствии с п. 2 вступило в силу со дня официального опубликования.
Согласно решению Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 28 марта 2012 года № 250 официальным опубликованием муниципальных правовых актов Главы Балаковского муниципального района, Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области считается первая публикация их полного текста в бюллетене "Вестник Собрания Балаковского муниципального района" или в газете "Балаковские вести" муниципального автономного учреждения Балаковского муниципального района "Информационный центр "Балаковские вести".
Решение Собрания Балаковского муниципального района от 28 октября 2014 года № 819 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования от 26 января 2007 года № 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" опубликовано в Вестнике Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области № 48 (ноябрь, 2014), который вышел в свет 06 ноября 2014 года. Данные сведения являются общедоступными.
При этом п. 5 решения Собрания Балаковского муниципального района от 28 октября 2014 года № 819 предусмотрено, что п. 1.2 действует до 1 января 2015 года.
Решением Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 26 декабря 2014 года № 841 в вышеуказанное решение от 28 октября 2014 года № 819 внесены изменения, из него исключен п. 5, решение вступило в силу со дня официального опубликования.
Решение от 26 декабря 2014 года № 841 опубликовано в Вестнике Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области № 50 (декабрь, 2014), который вышел в свет 30 декабря 2014 года.
Таким образом, решение от 26 января 2007 года № 197 (в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района от 31 июля 2013 года № 575) в оспариваемой части не действует.
По смыслу закона, предметом судебного обжалования могут быть только такие правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушения прав и свобод. Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и нарушений охраняемых законом прав и интересов повлечь не могут.
Аналогичная правовая позиция выражена Верховным Судом РФ в п. 11 постановления Пленума от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
При таких обстоятельствах, поскольку на момент рассмотрения данного дела в апелляционном порядке оспариваемые нормы права прекратили свое действие и нарушений чьих-либо прав и свобод не влекут, оспариваемое постановление не может быть предметом судебного обжалования, а, следовательно, решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Балаковского районного суда Саратовской области от 29 сентября 2014 года отменить.
Производство по делу по заявлению закрытого акционерного общества "Торговый Дом "Эластик" о признании недействующим в части решения Собрания депутатов Балаковского муниципального образования от 26 января 2007 года № 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" (в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района от 31 июля 2013 года № 575) прекратить.


------------------------------------------------------------------