По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ Минобразования Саратовской области от 20.03.2015 N 803 "Об утверждении положения о предметных комиссиях Саратовской области"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 20 марта 2015 г. № 803

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЯХ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования", от 26 декабря 2013 г. № 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования", Положением о министерстве образования Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 10 июля 2007 г. № 267-П "Вопросы министерства образования Саратовской области", в целях обеспечения качественной оценки экзаменационных работ в ходе проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Саратовской области приказываю:
1. Утвердить Положение о предметных комиссиях Саратовской области (приложение).
2. Отделу государственной итоговой аттестации управления общего и дополнительного образования министерства образования области направить настоящий приказ:
2.1. в течение семи дней после издания в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области;
2.2. в течение трех дней после издания в прокуратуру Саратовской области.
3. Отделу аналитической и организационной работы управления развития профессионального образования и организационной работы министерства образования области в течение дня после издания:
3.1. направить настоящий приказ в министерство информации и печати Саратовской области для его официального опубликования;
3.2. разместить настоящий приказ на сайте министерства образования Саратовской области в сети Интернет.
4. Признать утратившим силу приказ министерства образования Саратовской области от 9 апреля 2014 г. № 1071 "Об утверждении Положения о предметных комиссиях Саратовской области".
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Саратовской области - начальника управления общего и дополнительного образования.

Министр образования
Саратовской области
М.А.ЕПИФАНОВА





Приложение
к приказу
министерства образования Саратовской области
от 20 марта 2015 г. № 803

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЯХ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Положение о предметных комиссиях Саратовской области (далее - Положение) разработано на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования", Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400, Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394, с учетом рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
1.2. Предметные комиссии Саратовской области (далее - Комиссии) создаются в целях проверки выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, проводимой в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), по образовательным программам основного общего образования, проводимой в форме основного государственного экзамена (далее - ОГЭ), письменных и устных экзаменационных работ обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ).
1.3. Комиссии в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными правовыми актами и распорядительными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор), министерства образования Саратовской области (далее - министерство образования), инструкциями по вопросам организационно-технологического сопровождения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее - ГИА), а также настоящим Положением.
1.4. В своей работе Комиссия взаимодействует с министерством образования, государственной экзаменационной комиссией Саратовской области по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГЭК), государственной экзаменационной комиссией Саратовской области по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - ГЭК-9), организацией, осуществляющей организационное и технологическое обеспечение проведения ГИА в Саратовской области (далее - РЦОИ).
1.5. Комиссии выполняют следующие задачи:
- обеспечивают независимый порядок проверки и оценивания заданий с развернутым ответом участников ГИА;
- проводят анализ типичных ошибок и затруднений, возникающих у участников ГИА в ходе выполнения экзаменационных работ;
- разрабатывают рекомендации по совершенствованию подготовки обучающихся по каждому общеобразовательному предмету.

2. Структура и состав комиссий

2.1. Комиссии создаются с учетом предложений органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования по каждому учебному предмету, по которому проводится ГИА на территории Саратовской области.
2.2. Численный состав Комиссий определяется, исходя из количества участников ГИА по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом установленных сроков и нормативов проверки ответов на задания с развернутым ответом по данному учебному предмету.
2.3. Персональный состав и сроки работы Комиссий по проверке развернутых ответов экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования утверждает министерство образования на основании решений председателя ГЭК.
2.4. Персональный состав и сроки работы Комиссий по проверке развернутых ответов экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования утверждает министерство образования на основании решений ГЭК-9.
2.5. В состав Комиссий по каждому учебному предмету включаются специалисты, соответствующие следующим требованиям (далее - эксперты):
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
- наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором.
2.6. В состав каждой Комиссии входят председатель Комиссии, заместитель председателя Комиссии и эксперты Комиссии.
2.7. Функционал, доступный для эксперта, определяется присвоенным ему статусом:
2.7.1. Ведущий эксперт - статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя Комиссии, осуществлять руководство подготовкой и (или) подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку заданий экзаменационных работ участников ГИА в составе Комиссии, в том числе в качестве третьего эксперта.
2.7.2. Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку заданий экзаменационных работ участников ГИА в составе Комиссии, в том числе в качестве третьего эксперта, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету.
2.7.3. Основной эксперт имеет право осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий экзаменационных работ участников ГИА в составе Комиссии.
2.8. Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются экспертам в зависимости от уровня квалификации эксперта. Для присвоения экспертам того или иного статуса устанавливаются следующие квалификационные требования:
- требования, предусмотренные п. 2.5 настоящего Положения;
- наличие опыта организационной работы в Комиссии или ГЭК для присвоения статуса ведущего эксперта. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав Комиссии входит менее 10 человек;
- наличие опыта оценивания экзаменационных работ участников ГИА, не менее трех лет, для присвоения статуса ведущего и старшего эксперта;
- наличие положительных результатов испытаний для установления уровня квалификации эксперта (квалификационного испытания) по оцениванию заданий экзаменационных работ участников ГИА.
Специалист, не прошедший квалификационного испытания в текущем году, не допускается к включению в состав Комиссий, в также не может принимать участие в проверке развернутых ответов участников ГИА в текущем году.

3. Полномочия и функции комиссий

3.1. На экспертов Комиссий возлагается ответственность за объективность и независимость проверки заданий с развернутым ответом в установленные сроки.
3.2. Срок полномочий Комиссий составляет один год. Комиссии прекращают свою деятельность с момента утверждения министерством образования состава Комиссий по каждому учебному предмету на соответствующий год.
3.3. Комиссии выполняют следующие функции:
осуществляют проверку экзаменационных работ участников ГИА;
составляют протоколы проверки экзаменационных работ;
составляют и направляют в ГЭК аналитические отчеты о результатах работы Комиссий, анализ типичных ошибок и затруднений участников ГИА при выполнении экзаменационных работ.
3.4. В целях выполнения своих функций Комиссии вправе:
готовить рекомендации о мерах совершенствования методики подготовки обучающихся по соответствующему учебному предмету для направления в муниципальные методические службы Саратовской области;
сообщать в ГЭК об обнаружении в экзаменационных работах некорректных заданий.
3.5. Комиссии работают в специально выделенных и оборудованных для этих целей помещениях, исключающих возможность доступа к ним посторонних лиц и позволяющих обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих условий хранения документации.
Ответственность за создание условий несет руководитель учреждения, в котором организована работа Комиссий.
3.6. В помещениях, где находится Комиссия, размещается специальное рабочее место с выходом в информационно-коммуникационную сеть Интернет для обеспечения возможности уточнения изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов.
3.7. При работе Комиссий по проверке развернутых ответов экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования присутствуют:
- члены ГЭК (по решению председателя ГЭК);
- общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке (по желанию);
- должностные лица Рособрнадзора, комитета по государственному контролю и надзору в сфере образования министерства образования Саратовской области (по решению соответствующих органов).
3.8. При работе Комиссий по проверке развернутых ответов экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования присутствуют:
- уполномоченные представители ГЭК (по решению министерства образования);
- общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке;
- сотрудники РЦОИ, осуществляющие организационно-технологическое сопровождение работы Комиссии.
3.9. На протяжении периода работы Комиссии с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников ГИА все помещения, в которых работает Комиссия, должны быть обеспечены системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.
3.10. Информационное и технологическое обеспечение деятельности Комиссий осуществляет РЦОИ.
3.11. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Положением, решение принимает председатель Комиссии и (или) руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК.
3.12. Проверка экзаменационных работ участников ГИА включает в себя:
- обработку бланков (экзаменационных работ) участников ГИА;
- проверку ответов участников ГИА на задания экзаменационной работы, предусматривающие развернутый ответ; централизованную проверку экзаменационных работ (в случае проверки экзаменационных работ ЕГЭ).
3.13. Обработка экзаменационных работ участников ЕГЭ, включая проверку Комиссиями ответов на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, должна быть завершена в сроки:
по математике базового уровня - не позднее трех календарных дней после проведения экзамена, проверка развернутых ответов не предусмотрена;
по математике профильного уровня - не позднее четырех календарных дней после проведения экзамена;
по русскому языку - не позднее шести календарных дней после проведения экзамена;
по остальным учебным предметам - не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
по экзаменам, проведенным досрочно и в дополнительные сроки, - не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.
3.14. Обработка и проверка экзаменационных работ участников ОГЭ, ГВЭ занимает не более десяти рабочих дней после проведения соответствующего экзамена.
3.15. Порядок работы Комиссии при проведении проверки развернутых ответов участников ЕГЭ, ОГЭ:
3.15.1. К проверке принимаются развернутые ответы участников ЕГЭ, ОГЭ, выполненные только на бланках ответов № 2 и дополнительных бланках ответов № 2. Форма бланков ЕГЭ устанавливается Рособрнадзором, форма бланков ОГЭ - министерством образования.
3.15.2. Часть экзаменационной работы, которая следует после хотя бы одной незаполненной участником ЕГЭ, ОГЭ страницы на бланках ЕГЭ, ОГЭ к оцениванию не допускается.
3.15.3. Председатель Комиссии до начала работы Комиссии получает от руководителя РЦОИ критерии для оценивания развернутых ответов, а также схемы оценивания ответов при проверке устных ответов по иностранным языкам, полученные из федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный Центр тестирования" (далее - ФЦТ) в день проведения экзамена и проводит оперативное согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ, ОГЭ опираясь на полученные критерии.
3.15.4. Проверку развернутых ответов участников ЕГЭ, ОГЭ осуществляют эксперты Комиссии, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов.
3.15.5. Председатель Комиссии может назначить из числа ведущий или старших экспертов консультантов, к которым могут обращаться эксперты Комиссии при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников ЕГЭ, ОГЭ. Рабочие места консультирующих экспертов должны быть организованы в помещениях, где работает Комиссия таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов.
3.15.6. Председатель Комиссии или назначенный им эксперт может использовать специально оборудованное в помещениях, где находится Комиссия, рабочее место с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ЕГЭ, ОГЭ фактов (проверка приведенных участниками экзамена фамилий, названий, фактов, сверка с источниками и т.п.).
3.15.7. Развернутые ответы участников ЕГЭ, ОГЭ оцениваются двумя экспертами Комиссии независимо. Оба эксперта, проверяющих одну работу, независимо друг от друга выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
3.15.8. Эксперту предоставляется рабочий комплект эксперта Комиссии, который содержит:
- обезличенные бланки-копии с изображениями развернутых ответов участников ЕГЭ, ОГЭ (далее - бланк-копия) - не более 20 штук в одном рабочем комплекте;
- бланк-протокол проверки экспертом развернутых ответов участников ЕГЭ, ОГЭ (далее - бланк-протокол);
- при проверке устных ответов по иностранным языкам - список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специализированного программного обеспечения, и бланк-протокол проверки экспертом заданий с устным ответом.
3.15.9. Бланк-копия является изображением бланка ответов № 2 участника ЕГЭ, ОГЭ и дополнительных бланков ответов № 2, если они заполнялись участником ЕГЭ, ОГЭ, в регистрационной части которого указаны:
- код бланка-копии;
- информация об эксперте, назначенном на проверку бланков-копий рабочего комплекта (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
- наименование учебного предмета;
- номер варианта контрольных измерительных материалов (далее - КИМ);
- номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ, ОГЭ в бланке ответов № 2, включая дополнительный бланк ответов № 2;
- код региона.
3.15.10. Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий полученного рабочего комплекта и поля для внесения экспертом баллов за ответы. В регистрационной части бланка-протокола указаны:
- код бланка;
- информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
- наименование и код учебного предмета;
- дата проведения проверки;
- номер протокола;
- код региона.
3.15.11. Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.
3.15.12. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта в РЦОИ с учетом графика работы Комиссии.
3.15.13. Председатель Комиссии получает готовые рабочие комплекты экспертов от руководителя РЦОИ.
3.15.14. Эксперты проводят проверку работ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов, подтверждая факт проверки личной подписью.
3.15.15. Эксперты могут получить консультацию у председателя Комиссии или консультирующего эксперта, назначенного председателем, при возникновении затруднений в оценивании работы. Номера наиболее характерных работ, вызвавших затруднения при оценивании, эксперт выписывает для передачи председателю Комиссии.
3.15.16. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта председатель Комиссии передают в РЦОИ для дальнейшей обработки.
3.15.17. После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в РЦОИ могут быть выявлены работы, требующие третьей проверки. Работа направляется на третью проверку в случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами.
3.15.18. Существенное расхождение по каждому учебному предмету определяется критериями оценивания и закладывается в алгоритм автоматизированной обработки.
3.15.19. Третью проверку работы может осуществлять только эксперт, по статусу являющийся ведущим или старшим экспертом, ранее не проверявший данную экзаменационную работу.
3.15.20. На бланке-копии работы, назначенной на третью проверку, в регистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Третий эксперт проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет, в протоколе заполнены символами "X". Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными.
3.15.21. Распределение экзаменационных работ между экспертами, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ЕГЭ, ОГЭ с развернутым ответом осуществляется автоматизировано, с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ.
3.15.22. Проверка развернутых ответов участников ЕГЭ, ОГЭ считается завершенной, когда все работы были проверены экспертами необходимое количество раз, а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы программным обеспечением РЦОИ.
3.15.23. По завершении обработки и проверки экзаменационных работ ЕГЭ РЦОИ направляет результаты обработки и проверки ответов участников ЕГЭ в организацию, осуществляющую централизованную проверку экзаменационных работ, выполненных на основе контрольных измерительных материалов (далее - уполномоченная организация).
3.15.24. Завершается централизованная проверка не позднее чем через пять рабочих дней с момента получения результатов обработки бланков ЕГЭ, а также результатов проверки ответов на задания экзаменационной работы с развернутым ответом и устных ответов по иностранным языкам из всех субъектов Российской Федерации (за исключением централизованной проверки экзаменационных работ, направленных на перепроверку).
3.16. Порядок работы Комиссии при проведении проверки развернутых ответов участников ГВЭ:
3.16.1. Председатель Комиссии до начала работы Комиссии получает от руководителя РЦОИ критерии для оценивания развернутых ответов, полученные из ФЦТ в день проведения экзамена.
3.16.2. Проверку развернутых ответов участников ГВЭ осуществляют эксперты Комиссии, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов.
3.16.3. Развернутые ответы участников ГВЭ оцениваются двумя экспертами Комиссии независимо. Оба эксперта, проверяющие одну работу, независимо выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
3.16.4. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки.
3.16.5. В случае существенного расхождения в оценивании развернутых ответов участника ГВЭ двумя разными экспертами работы направляются на третью проверку. Необходимость направления работ на третью проверку определяется председателем Комиссии.
3.16.6. Существенное расхождение по каждому учебному предмету определяется критериями оценивания.
3.16.7. Проверку работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, по статусу являющийся ведущим экспертом или старшим экспертом, ранее не проверявший данную экзаменационную работу.
3.16.8. При проверке устных ответов на задания ГВЭ Комиссии обеспечиваются файлами с цифровой аудиозаписью устных ответов или бланками-протоколами проверки экспертом заданий с устным ответом.
3.16.9. Распределение экзаменационных работ ГВЭ между экспертами, расчет окончательных баллов за развернутые ответы экзаменационной работы ГВЭ производится председателем Комиссии и фиксируется протоколом, который затем передается в ГЭК для утверждения.
3.16.10. Проверка развернутых ответов участников ГВЭ считается завершенной, когда все работы были проверены экспертами необходимое количество раз.
3.17. Порядок работы Комиссии при перепроверках результатов ЕГЭ, ОГЭ:
3.17.1. По решению министерства образования Комиссии проводят перепроверку отдельных экзаменационных работ участников ЕГЭ, ОГЭ на территории Саратовской области. Перепроверку проводят эксперты Комиссии, которым в текущем году присвоен статус ведущего или старшего эксперта.
3.17.2. РЦОИ вносит сведения об участниках ЕГЭ, ОГЭ, чьи работы отправлены по решению министерства образования на перепроверку, в РИС и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.
3.17.3. Комплект документов для перепроверки содержит:
- копии бланков ответов № 2, включая дополнительные бланки ответов № 2;
- копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;
- бланк протокола перепроверки, содержащий заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;
- вариант КИМ, выполнявшийся участником ЕГЭ, ОГЭ.
3.17.4. Председатель Комиссии получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ.
3.17.5. Эксперты осуществляют перепроверку полученных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.
3.17.6. Оформленные протоколы перепроверки председатель Комиссии передает руководителю РЦОИ.
3.18. В целях повышения объективности проверки экзаменационных работ участников ГИА возможна межрегиональная перекрестная проверка:
- обмен экзаменационными работами ЕГЭ между субъектами Российской Федерации (по решению Рособрнадзора);
- обмен экзаменационными работами ОГЭ между субъектами Российской Федерации (по решению органов исполнительной власти двух и более субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования).
3.18.1. К проверке таких работ привлекаются эксперты, имеющие статус ведущих или старших экспертов, которые по представлению председателя ГЭК включены в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором.
3.18.2. Организационное и технологическое обеспечение межрегиональной перекрестной проверки экзаменационных работ ГИА осуществляют РЦОИ соответствующих субъектов Российской Федерации при содействии уполномоченной организации.
3.18.3. При проведении межрегиональной перекрестной проверки, экзаменационные материалы, полученные из другого субъекта Российской Федерации, проверяются экспертами Комиссий в общей очереди работ участников ГИА.
3.18.4. Результаты перепроверки оформляются протоколами.
3.19. По завершении проверки (перепроверки) экзаменационных работ участников ОГЭ РЦОИ передает в ГЭК-9 данные о результатах ОГЭ по каждому участнику для утверждения.
3.20. По завершении проверки (перепроверки) экзаменационных работ участников ЕГЭ, в том числе получения от уполномоченной организации результатов централизованной проверки экзаменационных работ ЕГЭ, РЦОИ, уполномоченная организация передает председателю ГЭК, данные о результатах ЕГЭ по каждому участнику для утверждения.
3.21. По завершении проверки экзаменационных работ участников ГВЭ председатели Комиссий передают данные о результатах ГВЭ-9 по каждому участнику в ГЭК-9 для утверждения, данные о результатах ГВЭ-11 - председателю ГЭК.
3.22. Комиссии участвуют в отборе важных с точки зрения экспертов экзаменационных работ ГИА и наполнении межрегионального банка изображений экзаменационных работ участников ЕГЭ и ОГЭ вызвавших сложности в оценивании, предназначенного для использования при подготовке экспертов Комиссий в следующем году.

4. Полномочия председателей (заместителей председателей)
и экспертов комиссий

4.1. Общее руководство и координацию деятельности Комиссии по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель.
4.2. Кандидатуры председателей Комиссий, представляются на согласование в Рособрнадзор председателем ГЭК не позднее чем за месяц до начала проведения ГИА.
4.3. Председатели Комиссий назначаются приказом министерства образования по согласованию с Рособрнадзором.
4.4. Полномочия председателей Комиссий прекращаются с момента назначения министерством образования новых председателей.
4.5. Председатели Комиссий в рамках своей компетенции подчиняются председателю ГЭК (заместителю председателя ГЭК).
4.6. Заместители председателей Комиссий подчиняются председателям Комиссий, в отсутствие председателей Комиссий выполняют их обязанности.
4.7. Председателями и заместителями председателя Комиссии могут быть назначены только эксперты, имеющие статус ведущего эксперта.
4.8. Председатель Комиссии:
- представляет председателю ГЭК предложения по составу Комиссии, по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав Комиссий, создаваемых Рособрнадзором;
- выполняет возложенные на него функции в соответствии с настоящим Положением и инструкцией для председателя (заместителя председателя) Комиссии (приложение № 1 к Положению);
- взаимодействует с руководителем РЦОИ, председателем конфликтной комиссии, Комиссией по разработке контрольных измерительных материалов;
- несет ответственность за своевременную и объективную проверку работ участников ГИА;
- соблюдает требования законодательных и нормативных правовых актов, инструкций, решений ГЭК;
- готовит аналитический отчет о результатах работы Комиссии, классификации типичных ошибок и затруднений, возникших участников ГИА в ходе выполнения экзаменационных заданий;
- обеспечивает соблюдение конфиденциальности и режима информационной безопасности при проверке и хранении работ участников ГИА;
- информирует председателя ГЭК, ГЭК-9 о возникающих проблемах и трудностях, которые могут привести к нарушению сроков проверки экзаменационных работ участников ГИА.
4.9. Эксперт Комиссии:
- проверяет выполнение экзаменационных работ в соответствии с требованиями рекомендаций и инструкций организации-разработчика и Рособрнадзора, оценивает их, придерживаясь установленных критериев оценивания выполнения экзаменационных заданий, фиксируя в работе выявленные ошибки;
- выполняет возложенные на него функции в соответствии с настоящим Положением и инструкцией для экспертов Комиссий (приложение № 2 к Положению);
- информирует председателя Комиссий о проблемах, возникающих при проверке;
- принимает участие в обсуждении аналитического отчета о работе Комиссий, типичных ошибок и затруднений, возникших у участников ГИА в ходе выполнения экзаменационных заданий, вносит свои предложения;
- соблюдает конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке экзаменационных работ;
- незамедлительно информирует председателя ГЭК, ГЭК-9 в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки и режима информационной безопасности, а также иных нарушениях в работе с документацией в деятельности Комиссии.
4.10. Эксперты Комиссий могут быть исключены из состава Комиссий в следующих случаях:
- предоставления о себе недостоверных сведений;
- утери подотчетных документов;
- недобросовестного выполнения возложенных на эксперта обязанностей;
- возникновения конфликта интересов (наличие близких родственников, которые участвуют в ГИА в текущем году).
4.11. Решение об исключении эксперта из состава Комиссии по проверке экзаменационных работ участников ГИА принимается министерством образования.
4.12. За нарушение требований конфиденциальности и информационной безопасности, злоупотреблений установленными полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности, эксперты Комиссий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.





Приложение № 1
к Положению

ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ (ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ) КОМИССИИ

1. Подготовительные мероприятия:
1.1. подготовительные мероприятия по определению состава и квалификации экспертов Комиссии проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами и распорядительными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, методическими материалами Рособрнадзора, нормативными материалами министерства образования;
1.2. председатель Комиссии в период подготовки и проведения ГИА имеет право участвовать в ежегодных семинарах по согласованию подходов к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, организуемых федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный институт педагогических измерений";
1.3. председатель Комиссии в период подготовки и проведения ГИА обеспечивает организационное и методическое сопровождение ежегодного обучения (обучающих семинаров) экспертов с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов и статистики удовлетворенных апелляций за предыдущие годы;
1.4. не позднее чем за 14 календарных дней до начала обработки материалов ГИА по соответствующему учебному предмету, председатель Комиссии согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов Комиссии в период проведения обработки экзаменационных материалов по соответствующему учебному предмету, исходя из действующих требований к срокам проведения обработки экзаменационных материалов;
1.5. не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения экзаменов, председатель Комиссии передает руководителю РЦОИ списочный состав Комиссии и расписание работы экспертов Комиссии для назначения в региональной информационной системе обеспечения ГИА (далее - РИС) экспертов на проверку работ.
Списочный состав ПК, передаваемый руководителю РЦОИ, должен в обязательном порядке содержать информацию о статусе каждого члена ПК (основной эксперт, старший эксперт, ведущий эксперт) для обеспечения возможности автоматизированного назначения экзаменационных работ на третью проверку, межрегиональную перекрестную проверку, перепроверку и проверку апелляционных работ экспертам, имеющим статус "старший эксперт" или "ведущий эксперт".
2. На этапе проверки развернутых ответов участников ГИА председатель Комиссии должен:
2.1. получить у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом и необходимое количество комплектов критериев для экспертов, а также схемы оценивания ответов при проверке устных ответов по иностранным языкам;
2.2. получить необходимое для проверки экспертами количество рабочих комплектов по мере проведения обработки и проверки развернутых ответов в РЦОИ;
2.3. перед началом работы экспертов провести инструктаж в соответствии с полученными критериями оценивания выполнения заданий;
2.4. осуществлять консультирование экспертов Комиссии по вопросам оценивания экзаменационных работ;
2.5. распределить экспертов по рабочим местам в предоставленных аудиториях;
2.6. назначать из числа экспертов Комиссии консультанта по вопросам оценивания экзаменационных работ;
2.7. обеспечить присутствие в аудиториях только допущенных лиц, перечень которых предусмотрен пунктами 3.7, 3.8 настоящего Положения;
2.8. выдать каждому эксперту комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки;
2.9. обеспечить рабочую атмосферу и дисциплину в работе Комиссии. Во время работы экспертам запрещается:
- самостоятельно изменять рабочие места;
- пользоваться средствами связи, фото и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками, карманными персональными компьютерами и другими), кроме специально оборудованного в помещениях, где находится Комиссии, рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов;
- без уважительной причины покидать аудиторию;
- переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя Комиссии или у эксперта, назначенного по решению председателя Комиссии консультантом;
- копировать и выносить из помещений, где осуществляется проверка, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах;
2.10. представлять в ГЭК информацию о нарушении экспертами установленного порядка проведения ГИА;
2.11. распределять между экспертами экзаменационные работы ГВЭ;
2.12. определять необходимость направления работ ГВЭ на третью проверку;
2.13. производить расчет окончательных баллов экзаменационной работы ГВЭ;
2.14. контролировать качество заполнения экспертами бланков-протоколов и оперативно передавать бланки-протоколы и бланки-копии в РЦОИ;
2.15. устранять оперативно возникающие у экспертов затруднения;
2.16. сообщать руководителю РЦОИ о том, что рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом полностью, передать ему данный комплект с протоколом проверки;
2.17. передать руководителю РЦОИ для переназначения проверки другим экспертам бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом полностью;
2.18. фиксировать номера работ, вызвавших у экспертов Комиссии наибольшие разногласия при оценивании (на протяжении периода работы Комиссии). Эти работы будут использованы далее для проведения обучения экспертов Комиссии в следующем году;
2.19. запрашивать у руководителя РЦОИ статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов (на протяжении периода работы Комиссии):
- количество проверенных работ один, два или три раза;
- количество работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки;
- количество и процент работ, назначенных на третью проверку.
Результаты статистических отчетов председатель Комиссии использует для оптимизации организации работы Комиссии.
2.20. после завершения работы Комиссии сдать руководителю РЦОИ все критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки.
2.21. После завершения проверки получить от руководителя РЦОИ пакет документов о результатах работы Комиссии:
- количество работ, проверенных каждым экспертом;
- количество работ, отправленных на третью проверку;
- информацию об экспертах, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания.
3. На этапе рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА (далее - апелляция по результатам) председатель Комиссии должен:
3.1. получить от ответственного секретаря конфликтной комиссии апелляционный комплект участника ГИА;
3.2. получить от руководителя РЦОИ критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ГИА, подавший апелляцию;
3.3. назначить на рассмотрение апелляции экспертов, которым в текущем году присвоен статус ведущего старшего эксперта, ранее не проверявших данную работу, и передать им вышеуказанные материалы;
3.4. узнать у ответственного секретаря конфликтной комиссии время рассмотрения апелляции;
3.5. направить экспертов в конфликтную комиссию на рассмотрение апелляции в указанное время;
3.6. оперативно передавать в РЦОИ для Рособрнадзора, ФЦТ информацию о возможной некорректности заданий с обязательным указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания. Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ЕГЭ в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным всем участникам ЕГЭ, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы.
4. На этапе подготовки аналитического отчета о результатах работы Комиссии председатель Комиссии должен обратить внимание на следующие направления деятельности Комиссии:
4.1. условия проведения проверки:
- нахождение Комиссии в здании (во вне здания) РЦОИ, количество зданий, помещений, где размещается Комиссия;
- количество аудиторий при работе Комиссии;
- проведение оперативного согласования подходов к оцениванию развернутых ответов в день получения критериев оценивания перед началом проверки (проводилось ли, продолжительность, была ли потребность в проведении дополнительного согласования в процессе проверки);
- работа консультантов, назначенных председателем Комиссии, их количество, принцип распределения по помещениям, сфера консультирования (консультация экспертов, находящихся в одном помещении (аудитории); консультация по оцениванию ответов на определенные задания и т.п.);
- наличие специально оборудованного в помещениях, где находятся Комиссии, рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов; востребованность этого рабочего места;
- прочее (в случае выявления условий, существенно влияющих на качество работы Комиссии);
4.2. количество и доля экспертов Комиссии, имеющих статус ведущего, старшего, основного эксперта;
4.3. квалификация экспертов (соответствие требованиям Положения, количество экспертов, квалификация которых не соответствует требованиям Положения, причины включения в Комиссию таких экспертов);
4.4. общее количество проверок (отдельно проверок первым и вторым экспертом, третьих проверок, проверок апелляционных работ, перепроверок);
4.5. общее количество экспертов Комиссии, задействованных при проверке работ на разных этапах проведения ГИА (досрочный, основной и дополнительный);
4.6. общее количество экспертов Комиссии, задействованных при проверке апелляционных работ;
4.7. статистика рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами за развернутые ответы (общее количество поданных апелляций, количество удовлетворенных апелляций в отношении изменения баллов за развернутые ответы, количество работ с пониженными на апелляции результатами, повышенными на апелляции результатами, минимальное и максимальное изменение баллов, основные причины удовлетворения апелляции;
4.8. общее количество экспертов, осуществлявших третью проверку;
4.9. доля работ, направленных на третью проверку;
4.10. перечень экспертов, регулярно (более чем 5 % проверяемых работ) допускающих в оценивании значительные расхождения в баллах, выставленных другими экспертами:
4.10.1. случаи существенной разницы между суммой баллов первого и второго экспертов; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы Комиссии, исключение из Комиссии, иное);

Пример 1

№ позиции оценивания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Сумма баллов
Эксперт 1
0
1
0
0
1
1
1
0
0
0
1
1
6
Эксперт 2
2
3
1
1
3
1
2
1
2
1
0
0
17

В приведенном примере разница между суммами баллов, выставленных экспертами, составляет 17 - 6 = 11 баллов. Ситуация свидетельствует о явном рассогласовании в работе экспертов Комиссии. Необходимо выявить системность данной ситуации для каждого из экспертов пары, причины.
4.10.2. случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы Комиссии, исключение из Комиссии, иное);

Пример 2

№ позиции оценивания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Сумма баллов
Эксперт 1
0
1
0
0
3
3
2
0
0
0
1
1
11
Эксперт 2
2
0
1
1
1
1
1
1
2
1
0
0
11
Эксперт 3
0
1
1
1
3
2
2
0
0
0
1
2
11

В приведенном примере разницы между суммами баллов, выставленных экспертами, нет: все 3 эксперта выставили суммарно 11 баллов. Тем не менее, ситуация рассогласования в оценивании очевидна: Эксперт 2 выставил баллы, которые по каждой отдельной позиции оценивания отличаются от баллов, выставленных Экспертом 1 (16 баллов) и Экспертом. 3 (16 баллов). В отношении результатов оценивания Экспертом 1 и Экспертом 3 можно сказать, что эти результаты отличаются на 1 балл только по двум позициям оценивания из 12, что свидетельствует о поддержке этими экспертами единых подходов к оцениванию работ.
4.10.3. случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы Комиссии, исключение из Комиссии, иное);

Пример 3

№ позиции оценивания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Сумма баллов
Эксперт 1
0
1
0
0
3
3
2
0
0
0
1
1
11
Эксперт 2
0
1
1
0
3
3
3
0
0
0
1
1
12
ИТОГ
0
1
1
0
3
3
2
0
0
0
1
1
12
Эксперт на апелляции
2
3
1
0
3
2
2
1
1
1
1
2
19

В приведенном примере эксперты во время проверки вынесли весьма согласованный результат. Тем не менее, на апелляции балл изменяют на 7 первичных баллов относительного итогового по результатам оценивания двух экспертов. Очевидна либо ситуация несогласованности подходов к оцениванию экспертом, проверявшим работу на апелляции, либо наличие процедурных нарушений или заинтересованности этого эксперта.
4.10.4. другие случаи рассогласования работы экспертов, их описание, количественные показатели; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы Комиссии, исключение из Комиссии, иное);
4.11. плановое количество экспертов Комиссии на следующий год, плановое количество экспертов, имеющих право осуществлять третью проверку, перепроверку, межрегиональную перекрестную проверку, проверку апелляционных работ (экспертов, имеющих статус старшего или ведущего эксперта);
4.12. основные выводы.





Приложение № 2
к Положению

ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ КОМИССИЙ

1. Подготовительные мероприятия:
1.1. На подготовительном этапе эксперты Комиссии должны пройти обучение, сдать квалификационное испытание на присвоение статуса эксперта Комиссии.
1.2. Заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателем Комиссии.
1.3. Эксперты, не подтвердившие квалификацию и (или) не прошедшие инструктаж, к проверке развернутых ответов не допускаются.
2. На этапе проверки развернутых ответов участников ГИА эксперты Комиссии должны:
2.1. по указанию председателя Комиссии занять рабочие места в предоставленных аудиториях;
2.2. получить рабочие комплекты для проверки;
2.3. получить консультацию у председателя Комиссии или у эксперта, назначенного по решению председателя Комиссии консультантом по вопросам оценивания экзаменационных работ;
2.4. соблюдать дисциплину во время работы. Во время работы экспертам запрещается:
- самостоятельно изменять рабочие места;
- пользоваться средствами связи, фото и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками, карманными персональными компьютерами и другими), кроме специально оборудованного в помещениях, где находится Комиссии, рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов;
- без уважительной причины покидать аудиторию;
- переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя Комиссии или у эксперта, назначенного по решению председателя Комиссии консультантом;
- копировать и выносить из помещений, где осуществляется проверка, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах;
2.5. обращаться к председателю Комиссии или консультанту по вопросам оценивания экзаменационных работ, если возникают вопросы или проблемы;
2.6. осуществлять проверку развернутых ответов, руководствуясь следующими правилами:
- заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;
- использование карандаша (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и корректирующей жидкости для исправления написанного недопустимо;
- внесенные исправления должны однозначно трактоваться, все исправления зафиксированы и заверены подписью эксперта (соответствующие записи делаются внизу в бланке-протоколе);
- часть экзаменационной работы, которая следует после хотя бы одной незаполненной участником ГИА страницы на бланках ГИА, к оцениванию не допускается;
- если участник ГИА не приступал к выполнению задания, то в поле, в котором должен стоять балл за данный ответ на задание в бланке-протоколе, следует поставить метку "X";
- если участник ГИА приступал к выполнению задания, то в соответствующее поле (поля) бланка-протокола следует проставить соответствующий балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;
- если участник ГИА выполнял альтернативное задание, то в соответствующее поле бланка-протокола следует проставить номер выбранного участником ГИА альтернативного задания;
2.7. после завершения заполнения бланка-протокола поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю Комиссии для передачи на обработку.
3. На этапе рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА эксперт Комиссии должен:
3.1. получить от председателя Комиссии апелляционный комплект участника ГИА, подавшего апелляцию, а также изображения экзаменационной работы, бланк - протокол проверки экспертом заданий с устным ответом, копии протоколов проверки экзаменационной работы участника ГВЭ и критерии оценивания данной работы;
3.2. рассмотреть работы апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание работы;
3.3. узнать у председателя Комиссии время рассмотрения апелляции и прибыть в указанное время в конфликтную комиссию;
3.4. в случае возникновения у апеллянта или у конфликтной комиссии претензий к оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения;
3.5. составить заключение о правильности оценивания развернутых ответов, по которым была подана апелляция;
3.6. в случае возникновения у апеллянта или у конфликтной комиссии претензий к оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения. Время, рекомендуемое на разъяснения по оцениванию развернутых и (или) устных ответов одного апеллянта - не более 20 минут;
3.7. в случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ сообщить об этом председателю Комиссии с обязательным указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания. Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ЕГЭ в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным всем участникам ЕГЭ, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.


------------------------------------------------------------------